Краеведческий музей

 Ветераны нашего посёлка

У каждого человека есть своя малая Родина. Для нас – это родное Верхнекетье. Каждый человек, любящий свою Родину, должен знать её прошлое.

Впервые открыть страницу прошлого в нашей школе предприняла Черткова Надежда Анатольевна в 1990 году. Первыми краеведами были Цейцина Лена, Комаров Женя, Татаркина Татьяна, Бусова Марина.

К началу 1994 года был оформлен музей, а 15 февраля состоялось его торжественное открытие. Была проведена первая обзорная экскурсия. В музее были составлены разные экспозиции.

Любимым отделом нашей детворы является уголок природы. Его украшает чучело двухнедельного медвежонка. Есть в отделе чучело полярной совы, утки – гагары, филина, глухаря, красавца – ворона.

Другим направлением работы является этнографический материал. Он представлен интерьером русской избы.

История русского национального костюма – следующий раздел нашего музея. Манекенами служат куклы.

Стенды «Рукотворное мастерство», «Коренные народы Верхнекетья», «Ратный подвиг народа в годы ВОВ», экспозиция русской игрушки и другие разделы нашего музея не менее интересны.

Много экспонатов появилось после экскурсий в 1991 году в деревни Айдара и Половинка, что находятся в Красноярском крае. В 1994 году – в Урлюково, там                     находилось городище, возникшее в XVI веке. Находится Урлюково в 8 км от нашего посёлка.

У каждого экспоната своя неповторимая история, своя легенда. Для нас дороги все экспонаты, но особую ценность имеют предметы, попавшие к нам после экскурсий, особенно после экскурсии на Обь – Енисейский канал. При образовании музея одними из первых появились лопата и топоры, гвозди самокованные «пила – двуручка». Подарил нам эти предметы Дубинец Александр Васильевич. Он является егерем Кеть – Касского заказника, который расположен в районе Обь – Енисейского канала. По долгу службы он знает все шлюзы, находящиеся в его владениях. Кордон расположен на берегу Нового стана, где и были найдены лопата и топоры. Гвозди и сегодня находят на берегах канала жители посёлка, выезжающие в лес за дикоросами. Зная о нашем музее, приносят нам.

Осенью 2006 года краеведы побывали на берегах Обь – Енисейского водного пути и на территории Кеть – Касского заказника. Экскурсоводом попросили стать Александра Васильевича. Ребята увидели кладбище, шлюзы Новый и Красный Яр. С этой экскурсии мы привезли массу впечатлений. Чем же знаменит наш канал?

В 30 км от Катайги проходит великий водный путь по Обь – Енисейскому каналу. В этом году ему исполняется 119 лет. Ещё в XVII – XIX веках сибирских купцов и промышленников не покидала мечта соединить каналом две великие сибирские реки Енисей и Обь. В начале XX века сибирский купец Васкратин говорил: «Ни одна страна в мире не имеет столь необыкновенно удобного расположения главных своих рек, почти соединённых своими притоками, как Сибирь».

Природа как будто захотела соединить между собой Обь и Енисей, но в последний момент раздумала. Так и не дошли друг до друга их притоки Кеть и Кемь, Тым и Сым.А нужда сделать соединительный путь была большой. Сухопутный и почтовый тракты существующие ещё с XVII века были длинными и дорогими.

После множества отвергнутых проектов, где – то в начале 70 – годов XIX века, появляется ещё один. Енисейский купец Фунтусов от местных остяков узнаёт, что во время половодья можно из Кети – это приток Оби попасть в Кас – это приток Енисея.

Правительство, заинтересовавшись проектом П.Фунтусова, в 1877 году направляет экспедицию под руководством начальника Томского округа путей сообщения – барона Аминова с целью составления первоначального проекта и определения предварительной стоимости всего сооружения.

В 1878 году проект был готов. Он предусматривал:

  1. Прокопать канал длиной 7,35 версты и шириной 9 сажен из озера Водораздельного до реки Малый Кас.
  2. Реки между Кетью и Енисеем расчистить от заломов и спрямить прокопами общей длиной 52 версты.
  3. Приспособить реки с помощью 29 шлюзов и 28 плотин к движению судов.

         Общая стоимость работ планировалась на 5 443 231 рубль. Строительство рассчитывалось на 5 лет. Однако проект был  утверждён в весьма урезанном варианте. Если бы система шлюзов была построена по проекту Аминова, она бы действовала до наших дней.

         Строительство Обь – Енисейского соединительного водного пути закончено в 1892 году. Был прорыт канал длиной 7 вёрст 35 саженей, построено 14 шлюзов: Ломоватый, Весёлый, Красный Яр, Ильинский, Новый, Генеральский, Николаевский – это шлюзы, расположенные на территории Томской области. После озера Водораздельного шлюзы Красноярского края: Касовский, Марьина Грива, Мокряки, Налимный, Безымянный, Георгиевский и последний – Александровский. Отсыпано 12 земляных плотин.

Но уже к моменту окончания строительства стало ясно, что в таком виде, канал постоянно эксплуатироваться не может. Экономия средств привела к тому, что канал мог пропускать суда не более 14 сажен в длину и 3,5 в ширину.

Строительство канала вместо 5 лет растянулось на 8. Затраты на него составили 2 700 000 рублей.

И вот в конце XIX века в глухой тайге, вдали от промышленных центров, вступило в эксплуатацию грандиозное (несмотря даже на урезанный вариант) гидротехническое сооружение Обь – Енисейского соединительного водного пути.

Газета «Сибирский вестник» писала: «Обь – Енисейский водный путь – мёртворожденное дитя. Неизвестно как его зачали, во время беременности исковеркали, изломали. А когда оно появилось на свет, то увидели, что не для мира сего оно сотворено». Много справедливого в этой суровой исповеди. Может быть, через сотню – другую лет благодарные потомки вернутся к заброшенному детищу XIX века, восстановят канал, а на его берегу поставят памятник первостроителям – российским мужикам, изумляясь их мастерству и терпению.

Ребята во время экскурсии побывали на 2 шлюзах, так как ранее были найдены предметы, находящиеся в нашем музее, то мы нашли информацию об этих станах.

Каждый шлюз имеет название и историю происхождения этого названия. Например «Весёлый»  получил своё название совсем не от веселья. Работа здесь была очень тяжёлой, десятник поставил за это ведро водки. Отсюда и появилось название.

Наша первая остановка – лесхозовская турбаза, находящаяся на берегу шлюза Красный Яр. Выше шлюза на правом берегу – высокий глинистый обрыв, давший название шлюзу. На берегу – вкопанный в землю полуметровый чугунный репер царского Министерства путей сообщения (1913 год), такие репера есть на каждом шлюзе.

В 1891 году на 37 версте по реке Ломоватой  (стан Красный Яр) закончено основание сооружения, уложены в шлюзе полы и короли; вырублены все стены сооружения. Ниже шлюза фашинная выстилка дна, сверх неё сливной пол, тоже в плотине. Кроме того, для ограждения от весенней воды сделана шпунтовая перемычка. Произведена вырубка леса под дамбу.

Все основные сооружения возводились из сибирский лиственницы, почти без применения металлических изделий и камня, лишь шарниры для ворот шлюзов были специально выкованы в Енисейске. Стены шлюзов и плотин были так мастерски срублены и тщательно подогнаны, что вода не могла просочиться сквозь щели. Был специально разработан и создан механизм, при помощи которого открывались и закрывались шлюзы, приводимые в действие конной тягой.

Томские рабочие шли преимущественно в землекопы, а енисейские – в плотники, причём плотники знали своё дело с первого же дня, а землекопов надо было учить, так как они не знали даже насадных русских лопат.

В 1892 году все шлюзы были полностью завершены. У стана Красный Яр были навешаны ворота, произведена насыпка ряжей и затылков, сделаны мосты через плотину. Через русло реки Ломоватой была насыпана дамба со шпунтовым рядом.

Краеведы прикоснулись к истории, было очень интересно, увидели с берега  остатки шлюза, но долго задерживаться не было времени, поэтому продолжили свой путь.

И вот – шлагбаум, начинается заказник. Сказочные места! Мы проехали по баронскому тракту — когда – то здесь проехал барон, так и осталось название тракта.

По пути было кладбище  строителей канала. Кресты сильно потемнели, на некоторых уже не различить фамилии. Но на чугунном кресте сохранилась надпись: «Первому лоцману Обь – Енисейского водного пути Порфирию Цыпиряеву 28 ноября 1889 года». Строители канала помнили о своих товарищах. Откуда-то издалека привезли этот крест. Чтобы не затерялась в таёжной глухомани могила лоцмана – первопроходца. Там же увидели и могилу учительницы. По дороге нам Александр Васильевич рассказал, что в этих местах во время гражданской войны располагались войска Колчака.

Дом егеря – конечный пункт путешествия. На территории заказника нас встретили глухари, которые разгуливали и почти не боялись нашего шумного присутствия. Отсюда мы отправились на шлюз Новый, который находится совсем рядом. Это 5 шлюз на реке Язевой.

На Новом стане во время строительства находились: контора участка, обширная кладовая продовольственных припасов, школа, больница и квартиры служащих – постоянно живущих и временно приезжающих на лето, отдельные избы и казармы для рабочих. Здесь же находилась лавка частного торговца.

В 1883 году на Новом стане была выстроена больница для лечения рабочих и служащих. Она была оборудована самыми необходимыми инструментами, перевязочными материалами и хирургическими инструментами для малых операций. Профессиональные качества многих работавших здесь лекарей были мягко сказать, невысокими. 1

3 марта 1888года управление Обь – Енисейского канала во главе с бароном Аминовым испытало свой пароход «Первенец», первый винтовой пароход на Томи.

Всего по каналу прошло 25 самоходных и 40 несамоходных судов с чаем, солью, графитом, мукой и цементом.

Канал не оправдал возлагавшихся на него надежд. Миллионы рублей, потраченные на его строительство, оказались выброшенными на ветер. Постройка Транссибирской железнодорожной магистрали окончательно подорвала значение этого водного пути.

В 1918 году предпринималась попытка вернуть канал к жизни. Для его обследования был отправлен пароход «Первый», в помощь ему землечерпалка «Сибирская – 5». Но попытка закончилась неудачей, так как стояла поздняя осень, вода уже спала, а затем наступила ранняя зима, и судно вмёрзло в лёд. Больше работы по возрождению Обь – Енисейского пути не производились.2

В годы гражданской войны, отступавшие от Колпашева колчаковцы, взорвали ворота и подводные механизмы шлюзов, сожгли часть построек. В 1920 году охрана с канала была снята. Однако вся система поддерживалась в эксплуатации вплоть до 1923 года.

Но канал всё же использовался для разовых проводок судов. В 1926 году по каналу прошёл пароход «Тобол», а в 1928 году – суда экспедиции, исследовавшей сельскохозяйственные возможности северных районов.

Последний перегон судов по каналу был осуществлён в 1942 году, когда военное время требовало срочно пополнить Западно – Сибирское пароходство мелкими судами для усиления перевозок по малым рекам Нарымского округа. Это был уникальный перегон, продолжавшийся 107 дней. С большими трудностями через канал были проведены три парохода – «Капитан», «Пограничник», «Механик»  и один катер-газоход № 24. Путь был пройден в труднейших условиях – по обмелевшей, засоренной, полуразрушенной гидросистеме. У пароходов пришлось снять колёса и обносы с одного борта из-за узости шлюзов. Пришлось снимать ворота шлюзов и разбирать лесные завалы. Речники строили временные плотины, проводили суда, впереди снова били шпунты и насыпали новые плотины. В 1,5 км от шлюза Касовский до сих пор видны следы этой титанической работы.

Сегодня канал бездействует, постепенно зарастает лесом, затягивается болотами. В Томской области одним из объектов активного вида туризма вполне может стать Обь – Енисейский канал, который имеет не только познавательный, но и исторический интерес. Туристический маршрут начинается от нашего посёлка. Немало экспедиций прошло за последнее время по каналу.

2001г – экспедиция Новосибирского автоклуба «Off  Road Master Club» прошла на автомобилях-внедорожниках (проект «Сибирский марафон»)

2002г – красноярский велоклуб «Грязные носороги» проехали по баронскому тракту.

2003г – экспедиция Томского телеканала ТВ – 2 прошла на байдарках.

2004г – группа московских путешественников прошла канал на надувных лодках с моторами (проект «Экспедиция»).